Грустно стало. Уходят мастера советского (российского) кино...Абдулов, Невинный, потрясла смерть Янковского. Давайте в этой теме вспоминать ушедших актёров и, если возможно, выкладывать ссылки на фильмы, имеющиеся на сайте, с их участием. Тему назвала , как передачу талантливейшего актёра, режиссёра и поэта Леонида Филатова. ЧТОБЫ ПОМНИЛИ....
Леонид Алексеевич Филатов родился 24 декабря 1946 года в городе Казани. Отец - Филатов Алексей Еремеевич (1910г.рожд.). Мать-Филатова Клавдия Николаевна (1924г.рожд.). Семья часто переезжала: отец был радистом, все время в экспедициях. Когда мальчику исполнилось семь лет, родители развелись, и мама с сыном уехали в Ашхабад к дальней родне. Еще будучи школьником, Леонид начал печататься в Ашхабадской прессе.
В 1965 году после окончания школы поехал в Москву во ВГИК поступать на режиссера. Потерпев неудачу в попытке стать режиссером, он по совету своего одноклассника начал сдавать экзамены на актерский факультет Щукинского училища и был туда принят. Окончил театральное училище имени Б.Щукина (1965-1969), курс В.К.Львовой и Л.Н.Шихматова.
С 1969 - актер Московского театра на Таганке. Первая главная роль - Ведущий в "Что делать?". Затем были спектакли "Мастер и Маргарита", "Вишневый сад", "Дом на набережной", "Пристегните ремни", "Пугачев", "Антимиры", "Товарищ, верь", Горацио в "Гамлете", Кульчицкий в "Павших и живых", Федерциони в "Жизни Галилея" и другие.
В тот период, когда "Таганку" возглавил А.Эфрос, Леонид Филатов в течение двух лет работал в театре "Современник" (1985-1987). В 1987 году он вновь вернулся в "Таганку". С 1987 по 1993 год - актер Московского театра на Таганке.В 1993 вместе с Николаем Губенко, Натальей Сайко, Ниной Шацкой и другими актерами создал свое творческое объединение "Содружество актеров Таганки".
Вместе с другими актерами Таганки был соавтором спектакля "Под кожей статуи Свободы". Автор пьес "Пестрые люди", "Часы с кукушкой", "Художник из Шервудского леса". Автор песен к спектаклям "Театр Клары Газуль", "Мартин Иден", "Когда-то в Калифорнии", "Геркулес и Авгиевы конюшни".
Еще в 1970 году Л.Филатов начал сниматься в кино, дебютировав в картине "Город первой любви". Расцвет его кинематографической карьеры пришелся на 80-е годы. За годы работы в кинематографе он сыграл главные роли в фильмах: "Экипаж" (Скворцов, реж. А.Митта, 1980), "Женщины шутят всерьез" (реж. К.Ершов, 1981),"Грачи" (реж. К.Ершов, 1982), "Избранные" (Б.К., реж.С.Соловьев, 1983), "Успех" (Режиссер, реж.К.Худяков, 1985), "Чичерин" (Чичерин, реж. А.Зархи,1986), "Забытая мелодия для флейты" (реж. Э.Рязанов,1987), "Город Зеро" (реж. К.Шахназаров,1988), Благотворительный бал (реж. Э.Севела,1993). В 1990 г. снял по своему сценарию и сыграл одну из ролей в фильме "Сукины дети", который получил первую премию на фестивале "Кинотавр"в номинации "кино для всех".
В 1989 году Л.Филатов был избран секретарем Союза кинематографистов СССР. Он - Народный артист России (1996), лауреат премии "Триумф", лауреат премии МКФ в Карловых Варах за фильм "Чичерин", где играл главную роль.
Начиная с 1990 года выходят в свет книги Л. Филатова "Про Федота-стрельца удалого молодца", "Большая любовь Робина Гуда", "Любовь к трем апельсинам", "Лизистрата", "Театр Леонида Филатова","Я-человек театральный", "Сукины дети" и многие другие. В 1998 г. Л.А.Филатову присуждена годовая премия литературного журнала "Октябрь" за комедию "Лизистрата".
Еще с 70-х годов стали известны песни В.Качана, написанные им на стихи Л.Филатова. В 1996 году вышел диск "Оранжевый кот" с песнями Качана-Филатова. 26 мая 2000 Л.А.Филатову вручена международная премия "Поэзия" в номинации "Русь поющая".
С1994 года Л.Филатов стал вести на телеканале ОРТ передачу "Чтобы помнили" (производство REN TV), посвященную известным и любимым артистам, которых уже нет в живых, которых стали забывать. 16 мая 1996 Л. Филатову была присуждена Специальная премия "ТЭФИ" Академии российского телевидения за цикл авторских программ "Чтобы помнили...". За этот же цикл программ 27 мая 1996 указом Президента РФ Л. Филатову была присуждена Государственная премия РФ в области кино и телевидения.
Женат на актрисе "Содружества актеров Таганки" Нине Шацкой. Есть сын, внучки.
26.10.2003 Л. Филатова не стало...
А его "Сказка про Федота-стрельца, удалого молодца" стала народной. Считаю, что его по-просту убили те мерзкие карьеристы-чиновники, которые закрыли его , уже готовый, фильм , поэтому он перенёс первый и тяжелейший инсульт. Сюда фото не могу загрузить, если кто загрузит - спасибо.
Сообщение отредактировал lornata - Суббота, 06.06.2009, 15:06:31
Кино,это уже,наверное, какая-то часть нашей жизни,и становится тоскливо,когда от нас уходят замечательные люди,талантливые актёры... Хочу тоже напомнить о некоторых из них...
Любовь Полищук, Евгений Леонов, Андрей Миронов, Михаил Ульянов, Анатолий Папанов, Юрий Богатырёв, Иннокентий Смоктуновсий, Олег Даль, Спартак Мишулин, Павел Луспекаев (Верещагин в фильме "Белое солнце пустыни"), Николай Еременко (младший), Георгий Жжёнов, Александр Демьяненко(Шурик), тройка незабываемых актеров.Никулин, Вицин и Моргунов...
ЛЕОНИД ФЕДОРОВИЧ БЫКОВ СССР, 12.12.1928 - 11.04.1979
Леонид Федорович Быков родился 12 декабря 1928 года в селе Знаменское Славянского района Донецкой области.
С детства он мечтал об авиации и дважды поступал в летные училища. Первый раз - в Барнауле (в 1943 г., в эвакуации), но там его "разоблачили" из-за приписанного себе возраста и маленького роста (на тот момент 136 см). Второй раз - в Ленинграде (в 1945 г.), во 2-ю спецшколу для летчиков. Там он даже проучился месяц, но война уже заканчивалось и училище расформировали...
Тогда Леонид Быков и решил стать артистом, правда, конкурс в Киевскую школу актера он не прошел. Однако экзамены в Харьковский театральный институт сумел сдать.
После окончания театрального института Леонид Быков в 1951-60 годах работал в Харьковском театре им. Шевченко.
В кино свою первую роль он сыграл в 1952 году в фильме "Судьба Марины". Благодаря успеху картины у зрителей молодого актера заметили, и в 1954 году режиссеры Александр Ивановский и Надежда Кошеверова пригласили Леонида Быкова на большую роль Пети Мокина в фильме "Укротительница тигров".
Следующей - и сразу полюбившейся зрителям - стала заглавная роль в картине "Максим Перепелица".
В числе лучших ролей Леонида Быкова в кино можно назвать Богатырева ("Дорогой мой человек", 1958), Акишина ("Добровольцы", 1958), Алешки ("Алешкина любовь", 1961), Гаркуши ("На семи ветрах", 1962).
После выхода на экраны "Алешкиной любви" Леонид Быков уехал в Ленинград, где на "Ленфильме" ему дали возможность попробовать себя в кинорежиссуре - и после короткометражки его режиссерским полнометражным дебютом стала лирическая комедия "Зайчик" (1965), где Леонид Быков исполнил и главную роль. Фильм, впрочем, оказался не слишком удачным.
Начался не самый лучший этап в его жизни и творчестве - ставить фильмы не давали, снимался актер мало, стараясь не участвовать в явных киноподелках. Вскоре он переехал обратно на Украину, где работы талантливому актеру тоже не находилось.
Созданный в конце 60-х годов вместе с Евгением Оноприенко и Александром Сацким сценарий фильма о летчиках Леонид Быков пробивал на студии имени Довженко несколько лет - киноначальники считали сценарий "не героическим". Но в конце концов, в 1972 году, Быков начал снимать фильм, ставший одним из лучших фильмов о Великой Отечественной войне в советском кино - "В бой идут одни "старики". В этой картине Леонид Быков сыграл также главную роль - комэска Титаренко.
В 1977 году режиссер поставил еще один фильм о войне - "Аты-баты, шли солдаты...", в котором он также сыграл одну из ролей - ефрейтора Святкина.
После двух прекрасных картин о войне Леонид Быков решил снять фильм "Пришелец", и съемки этой фантастической картины начались в 1978 году. Но... 11 апреля 1979 года под Киевом Леонид Быков погиб в автомобильной катастрофе.
Добавлено (07.06.2009, 20:58) --------------------------------------------- Шукшин Василий Mакарович . Писатель, сценарист, актёр, кинорежиссёр. Всем нам хорошо известны снятые им фильмы: "Калина красная", "Печки-лавочки", "Живёт такой парень", "Ваш сын и брат", "Странные люди". Первая роль В. Шукшина - в трогательном фильме М. Хуциева "Два Фёдора". В разные годы выходили его книги: "Сельские жители", "Там, вдали", сборник рассказов "Характеры", книга "Беседы при ясной луне". В 1974 режиссёр С. Бондарчук пригласил В. Шукшина на роль Петра Лопахина в его фильме "Они сражались за родину". Этот фильм стал его последней работой в кино. В. М. Шукшин скоропостижно скончался в период съемок фильма. Это случилось 2 октября 1974 года на теплоходе "Дунай". Его смерть вызвала много слухов; до сих пор не отбрасывается версия, что В. Шукшин мог быть отравлен. Похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище.
Добавлено (07.06.2009, 21:11) --------------------------------------------- Бурков Георгий Иванович (31.05.1933-19.07.1990)
Родился 31 мая 1933 года.
Умер 19 июля 1990 года.
Виртуозный актёр, воплотивший на экране галерею характеров от непутевых алкашей до чудаковатых интеллигентов. Близкий друг и единомышленник Василия Шукшина, свои лучшие роли он сыграл в его фильмах «Печки-лавочки» и «Калина красная». Георгий Бурков снялся более чем в 60 фильмах.
Его путь к успеху был сложным и долгим. В 1952 году Бурков поступил на юридический факультет Пермского университета, где проучился 2 года. Одновременно он занимался в вечерней студии при Пермском драматическом театре, руководил самодеятельностью. Затем работал в театрах в Березняках, в Перми, в Кемерово. И только в 1965 году режиссер Московского драматического театра имени К.С.Станиславского Борис Львов-Анохин пригласил Буркова в свою труппу.
В Москве Георгий Бурков поменял немало театров, но так и не смог найти «своего». В 1988 году он создал и возглавил Центр культуры имени В. М. Шукшина, который после смерти Буркова оказался никому не нужным.
В кино Георгий Бурков впервые снялся в 1966 году и уже не покидал съемочной площадки до конца дней. Его «крёстным отцом» в кино стал Эльдар Рязанов – в его фильмах Бурков снимался постоянно: "Зигзаг удачи", "Старики-разбойники", "Гараж", "О бедном гусаре замолвите слово", "Жестокий романс". Интересны и драматические роли актёра в фильмах "Они сражались за Родину" и "Подранки". Универсальный актёр, Бурков снимался и в психологических драмах, и в лирических комедиях, и в детективах.
В 1987 году он снял кинокомедию "Байка", но здоровье Георгия Ивановича уже стало ухудшаться. Он умер в 57 лет.
Народный артист РСФСР.
С 1965 - актёр драматического театра им. К. С. Станиславского, в 1970-1971 - актёр театра «Современник», с 1980 - МХАТ им. М. Горького, в 1984-1987 — актёр театра им. А. С. Пушкина. С 1988 — художественный руководитель Центра культуры им. В. М. Шукшина.
Луспекаев Павел Борисович - жизнь и творчество заслуженного артиста России [20 апреля 1927 года, Луганск — 17 апреля 1970 года, Москва]
Павел Луспекаев родился 20 апреля 1927 года в Луганске. Окончил Луганское ремесленное училище и подростком попал в один из партизанских отрядов, участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы. Был ранен. После выздоровления его отправили на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта. В 1944 году Павел Луспекаев оставляет военную службу и приезжает в Ворошиловград, где поступает в труппу местного драматического театра. В 1946 году Луспекаев приезжает в Москву и подает документы в Театральное училище имени М.С. Щепкина. Он был преисполнен решимости обязательно поступить, хотя прекрасно понимал, что у него специфическая южная речь и весьма грубые манеры.Луспекаев был принят. Занятия в училище начались для Луспекаева с того, что преподаватели объявили ему, что не будут пускать его в аудиторию, если он не выведет наколки на руках. Луспекаеву пришлось идти в косметический кабинет, выдержать болезненную операцию и нескольких недель ходить с забинтованными руками.
Уже тогда у него сильно болели ноги, но об этом он никому не говорил, даже преподавательнице танца. После замечаний в свой адрес, Луспекаев в конце занятий подходил к пожилому педагогу и, по-свойски хлопая ее по плечу, говорил: «Спасибо, мамаша». От такой фамильярности интеллигентная женщина приходила в шок.
По актерскому мастерству Луспекаев неизменно выделялся среди сокурсников. Педагоги всегда ставили ему оценку «отлично» за все сыгранные роли. Самый большой успех в училище сопутствовал Луспекаеву в роли Васьки Пепла из горьковского «На дне». После этой роли К.А. Зубов все последующие годы заботился о Луспекаеве как родном сыне. Во время учебы Луспекаев познакомился со студенткой Инной Кирилловой, которая училась на два курса старше его. Инна была подтянутая, строгая девушка, внешним видом напоминавшая гимназистку. Их трогательная любовь друг к другу в скором времени завершилась свадьбой. У них родилась дочь Лариса.
В 1950 году, закончив училище, Луспекаев надеялся, что его возьмут в труппу какого-нибудь столичного театра. Ему очень хотелось оказаться в Малом театре, но, когда он там показался, мэтры театра отказали: у Луспекаева за четыре года пребывания в училище так и не исчез его южный акцент. Луспекаеву не оставалось ничего иного, как уехать из Москвы. Он попал в Тбилисский государственный русский драматический театр имени А. С. Грибоедова. В 1959 году Павел Луспекаев в очередной раз меняет театр — по рекомендации К. Лаврова он переходит в труппу Ленинградского Большого драматического театра. Как ни странно, но кинорежиссеры считали Луспекаева театральным актером, поэтому если и приглашали сняться в кино, то ограничивались или ролями второго плана, либо вообще эпизодами. В начале 1960-х он сыграл ряд маленьких ролей в фильмах: «Рожденные жить» (1960), «Балтийское небо» (1961), «Душа зовет» (1962), «Поезд милосердия» (1964), «Иду на грозу» (1965), «На одной планете» (1965).
Исключением явилась роль Степана в фильме Г. Полоки и Л. Шенгелия «Капроновые сети» (1963). В этом фильме Луспекаев раскрылся во всю мощь своего огромного таланта. Вскоре после окончания съемок Луспекаев вновь оказался в больнице, ему были сделаны две операции: сначала на носоглотке, затем на ногах — ампутировали пальцы ног. На озвучание он уже не мог приехать, и в фильме «Капроновые сети» роль Луспекаева озвучивал актер Галис.
В 1965 году Луспекаеву присваивают звание Заслуженного артиста РСФСР.
Внезапно появившиеся разногласия в отношениях с Товстоноговым и невозможность из-за операции отдавать все силы сцене заставляют Луспекаева покинуть труппу БДТ. Теперь он работает только в кино и на телевидении. Вскоре Луспекаев опять снимается у режиссера Г. Полоки в фильме «Республика ШКИД»Но в разгар съемок у Луспекаева опять обострилась болезнь, и его на продолжительное время положили в больницу. Лечение не помогало, врачи приняли решение ампутировать у него стопу. На съемки фильма Луспекаев уже не вернулся, а когда Полока предложил доснять несколько сцен с участием актера прямо у него на квартире, то из этого ничего не получилось — Луспекаев даже не смог встать с постели. И роль Косталмеда в фильме оказалась маленькой.
В 1966 году Луспекаев снялся в трех фильмах: «Три толстяка», «Залп «Авроры» и «На диком бреге». В 1967-м — в фильме «Происшествие, которого никто не заметил», в 1968 году — в телефильме «Жизнь Матвея Кожемякина», в 1969-м — в картинах «Третье апреля» и «Рокировка в длинную сторону». Но, естественно, его главной работой в кино стала роль таможенника Павла Верещагина в фильме «Белое солнце пустыни» режиссера Владимира Мотыля. Это было в 1968 году. Актера на эту роль Мотыль искал дольше всего, но никто не подходил. Требовался богатырь, вроде Ивана Переверзева или Бориса Андреева. Когда Мотыль вспомнил про Луспекаева, в съемочной группе подумали, что он шутит — Луспекаев инвалид, а в фильме герой должен драться с несколькими бандитами и одолеть их. К моменту съемок фильма Луспекаев пережил очередную тяжелую операцию — у него ампутировали уже и вторую стопу. Но, несмотря на это, он дал согласие сниматься.
Мотыль лично отправляется в Ленинград к Луспекаеву. Вот как об этом вспоминает сам Владимир Мотыль: «Первое, что меня удивило — Луспекаев был на ногах! Если мне не изменяет память, двери он открыл сам. Никаких костылей. Только в руке палка. И с ходу разговоры — о роли, о сценарии, который он уже прочитал... Я тогда пообещал, что часть сцен на баркасе мы перенесем в павильон, чтобы ему не мучиться в штормовую качку. Однако Луспекаев с этим не согласился, так как, по его мнению, Верещагин должен был выглядеть по-настоящему сильным и здоровым. И от сцены в море он не отказывался...»
Луспекаеву были сконструированы специальные сапоги, которые помогли, хотя и не в полной мере, заглушить боль при хождении. Натурные съемки проходили в Дагестане (под Махачкалой) и в пустыне возле города Байрам-Али в Туркмении летом - осенью 1968 года и в начале 1969 года.
На съемках Луспекаев показал пример самопожертвования. В. Мотыль вспоминает: «По Махачкале передвигался он с палочкой, а довезти актера до объекта — декорации дома Верещагина — не мог никакой транспорт: увязал в сыпучих песках. С паузами на отдых Луспекаеву приходилось вышагивать на больных ногах почти километр, опираясь на палку и на плечо сопровождавшего ассистента или чаще жены — самоотверженной Инны Александровны. Потом ему по часу приходилось отходить в волнах Каспия, чтобы утихла боль. На съемках же гордо противился, когда предлагали упростить мизансцену, всеми способами демонстрируя, с какой легкостью он выполнит любую задачу...»
Роль Луспекаева первоначально была короче, и гибель Верещагина в конце фильма имела совсем другой оттенок — он погибал, так и не вступив в схватку с врагом. Но по ходу съемок, когда В. Мотылю стало ясно, в какую былинную фигуру превращается Верещагин в исполнении Луспекаева, было решено изменить финал.
Когда не было съемок его эпизода, Луспекаев сидел в одном из махачкалинских ресторанов, где стал настоящим любимцем. Если в зале вспыхивала какая-нибудь ссора среди посетителей — горячих кавказцев, — Луспекаев разводил драчунов в стороны, и перечить ему никто не смел. Лишь однажды, когда он в очередной раз встал из-за стола, чтобы разнять драку, один джигит выхватил из кармана нож и полоснул им Луспекаева по лицу. Тот в последний момент увернулся, но все же лезвие рассекло ему бровь. Рана было весьма глубокой и заметной.
В таком виде Луспекаев приехал на съемочную площадку. Мотыль схватился за голову. Гримеры пытались замазать рану, но из нее все равно сочилась кровь. Пришлось идти на хитрость: был придуман эпизод, в котором Верещагин получает легкое ранение. (Абдулла приказывает своему человеку: «Аристарх, договорись с таможней», тот стреляет из пистолета, и осколок стекла попадает Верещагину в бровь.)
После съемок у Мотыля Луспекаев тут же получил два других предложения: режиссер Г. Аронов пригласил его на роль майора НКВД в приключенческой картине «Зеленые цепочки», и режиссер К. Воинов предложил сыграть одну из главных ролей в музыкальной комедии «Чудный характер». Но сняться Луспекаев успел лишь в первой картине. В январе 1970 года его переманил Михаил Козаков.
Когда Луспекаев приехал на съемки «Чудного характера» в Москву и поселился в гостинице «Минск», ему позвонил М. Козаков и сказал, что на Центральном телевидении запускается фильм «Вся королевская рать». Главную роль Вилли Старка Козаков предлагал сыграть Луспекаеву. При этом Козаков был очень настойчив и так убеждал в том, что эта роль может стать лучшей ролью Луспекаева, что тот дал согласие.
До ухода актера из жизни оставалось лишь несколько месяцев. И он это, видимо, предчувствовал. А. Володин вспоминает: «Однажды мы встретились с Луспекаевым в садике Ленинградского Дома кино. Решили посидеть на скамье в ожидании просмотра. Он сказал: «Ты думаешь, почему я так живу — выпиваю, шляюсь по ночам? Мне ведь жить недолго осталось».
Однако прежде чем это произошло, Луспекаев успел пережить тот триумф, который обрушился на него после выхода на экраны фильма «Белое солнце пустыни» в марте 1970 года. Об одной из последних встреч с Павлом Луспекаевым М. Козаков вспоминает так: «В кинотеатре «Москва» начали демонстрировать картину «Белое солнце пустыни». Луспекаев купил три билета, и мы с ним и моей тогда двенадцатилетней дочерью пошли в кино. Была ранняя весна, он медленно шел по улице, опираясь на палку, в пальто с бобровым воротником, в широком белом кепи-аэродром — дань южным вкусам, и волновался, как мальчишка.
— Нет, Михаил, тебе не понравится. Вот дочке твоей понравится. Катька, тебе нравится, когда в кино стреляют? Ну вот, ей понравится.
— Успокойся, Паша, я тоже люблю, когда в кино стреляют.
— Ну правда, там не только стреляют, — улыбнулся он. Фильм начался. Когда еще за кадром зазвучал мотив песни Окуджавы и Шварца «Не везет мне в смерти, повезет в любви», он толкнул меня в бок и сказал:
— Моя темочка, хороша?
Затем в щели ставен — крупный глаз Верещагина. Луспекаев:
— Видал, какой у него глаз?
Вот что поразительно, он мог, имел право сказать «у него»! В устах другого это было бы безвкусицей, претензией. А в щели ставен действительно был огромный глаз таможенника Верещагина.
После фильма он рассказывал о съемках, хвалил Мотыля, подмигивал мне, когда прохожие улыбались, оборачиваясь на него: «Видал, видал, узнают!» А потом сказал: «Я, знаешь, доволен, что остался верен себе. Меня убеждали в картине драться по-американски, по законам жанра. Мол, вестерн и т. д. А я отказался. Играю я Верещагина, «колотушки» у меня будь здоров, вот я ими и буду молотить. И ничего, намолотил...» И он засмеялся так весело и заразительно, что и мы с дочкой заржали на всю улицу...» Уход актера Это было в середине марта, когда Луспекаев жил в Москве и снимался в фильме «Вся королевская рать». К середине апреля он снялся в двух эпизодах и готовился к третьему, съемки которого должны были состояться 18-го. Но до них он не дожил.
Павел Луспекаев 17 апреля в час дня позвонил из гостиницы «Минск» Козакову и пожаловался, что ему скучно, что он ждет завтрашнего дня, когда возобновятся съемки. Еще сказал, что вчера к нему приезжали старые друзья из Еревана и что они хорошо отметили их приезд. Разговор на этом закончился. Через час после этого Луспекаев скончался от разрыва сердечной аорты. Роль Вилли Старка в фильме «Вся королевская рать» сыграл Георгий Жженов.
Сообщение отредактировал Tamara-Anna - Вторник, 09.06.2009, 00:30:44
Влади́мир Семёнович Высо́цкий (25 января 1938, Москва, СССР — 25 июля 1980, там же) — заслуженный артист Советского Союза (посмертно). Выдающийся русский советский поэт и писатель, автор-исполнитель и актёр. Высоцкий написал около 700 песен и стихов, с большим успехом гастролировал в СССР и за рубежом.
Как актёр сыграл около тридцати ролей в фильмах (в т.ч. «Место встречи изменить нельзя», «Вертикаль»). Участник постоянной труппы театра Драмы и комедии на Таганке.
Высоцкий особенно прославился исполнением своих авторских песен под акустическую гитару. В годы строгой цензуры он затрагивал целый ряд запретных тем, отчего и сам во-многом был под запретом, - в советские времена его записи распространялись почти исключительно на магнитоальбомах, запрещались съемки в ряде фильмов, выехать за границу стало возможно толко благодаря активным действиям жены - французской актрисы Марины Влади.
Нет, какой-то год плохой : Пётр Вельяминов. Актёр, символизирующий целую эпоху. Не ошибаюсь ? - он не сыграл ни одной отрицательной роли. Конечно, умер в преклонном возрасте, но, всё же, очень жаль...
Один из лучших комедийных актеров советского и российского кино, Семен Фарада родился 31 декабря 1933 года в Москве, в семье военнослужащего. Настоящая фамилия Семена Львовича – Фердман.
Отец Семена, адъютант главного маршала артиллерийских войск Лев Фердман, умер рано, и вся тяжесть воспитания детей (у Семена была сестра) легла на плечи мамы. Ей пришлось нелегко. Семен хотя и учился на «отлично», но был настоящим сорванцом.
После окончания школы (с золотой медалью!) Семен хотел пойти по стопам отца и поступить в Бронетанковую академию имени Сталина. Но его мечте не суждено было осуществиться. Помимо хороших знаний, необходимо было обладать отличной физической подготовкой - иметь по легкой атлетике хотя бы второй разряд.
Документы пришлось забрать. Огорченный юноша отнес их в первое, попавшееся по ходу трамвая, заведение. Им оказалось МВТУ имени Н.И.Баумана. Надо отметить, что по негласному распоряжению «сверху», в это престижное училище старались не принимать студентов с нерусской фамилией. Но Семен поступил. Правда, не без приключений.
Сочинение на тему «Сталин - это мир во всем мире» юноша аккуратно списал со шпаргалки, но проверяющий забраковал сочинение, найдя в нем 11 несуществующих ошибок. Тогда мама Семена отправилась в Министерство образования и добилась пересмотра работы! Справедливость была восстановлена, юноше разрешили написать еще одно сочинение. Он получил «четверку» и поступил на энергомашиностроительный факультет. Тяга к театру
Еще, будучи школьником, Семен Фарада часто участвовал в самодеятельных номерах. У него даже возникала мысль о поступлении в театральное, но, как уже говорилось, юноша выбрал Бауманское училище.
Тем не менее, тяга к театру всегда жила в сердце Семена. В Бауманском училище он продолжил участвовать в самодеятельности, да так активно, что его даже хотели отчислить! Как раз в это время его и призвали служить во флот. На целых четыре года.
Свой артистический талант Семен Фарада проявил и во флоте. Он возглавил эстрадную группу Краснознаменного Балтийского флота (которая собственно и состояла-то из него одного) и выступал в драматическом коллективе при Доме офицеров в Балтийске. В спектакле он играл маленькую роль матроса-анархиста. Для этой роли ему, единственному из балтийских моряков, военный комендант города письменно разрешил носить длинные волосы.
Из армии Семен Фарада вернулся с двумя рекомендательными письмами: к режиссеру Юрию Завадскому и Аркадию Райкину. Но, по настоянию мамы в 1962 году окончил МВТУ и до 1969 года работал инженером-механиком по котельным установкам в Министерстве энергетики и электрификации СССР. В свободное от работы время Семен Фарада занимался в эстрадной студии-театре при МГУ, где замечательный коллектив: Александр Филиппенко, Геннадий Хазанов, Михаил Филиппов, Марк Розовский… Эстрада и театр
На рубеже 60-70-х годов театр-студию закрыли. Официальной причиной объявили то, что актеры стали мастерами сцены, и это теперь не соответствует уровню молодежной студии. На самом же деле властям просто не нравились некоторые постановки смелой молодежи.
После закрытия студии Семена Фараду пригласили работать в Москонцерт, где он стал дипломантом конкурса эстрадных артистов. В эти же годы его впервые стали приглашать сниматься в кино. А началось все с детской передачи «АБВГДейка», где он играл самого себя - грустного клоуна Сеню. Но вскоре ему пришлось уйти из программы: председателю Гостелерадио Лапину не понравился орлиный профиль.
В 1972 году Юрий Любимов пригласил Семена Фараду в Московский театр драмы и комедии на Таганке. На сцене этого театра за три десятилетия актеру довелось сыграть во многих спектаклях, среди которых: «Мастер и Маргарита», «Обмен», «Добрый человек из Сезуана», «А зори здесь тихие...»… Одной из лучших актерских работ Фарады считается спектакль «Пять рассказов Бабеля».
В Театре на Таганке актер встретил и свою любовь… Личная жизнь
К моменту поступления в Театр на Таганке Семен Фарада был уже дважды женат. Но оба те брака актер считает случайностью. Мария Полицеймако, потомственная актриса (ее отец – народный артист СССР Виталий Полицеймако, мама - известная ленинградская актриса Евгения Фиш), тоже побывала замужем и воспитывала сына от первого брака.
Как признается Семен Фарада, он настоял на том, чтобы Маша родила ему сына (до этого детей у него не было). После рождения Миши Семен Фарада и Мария Полицеймако поженились. Этот брак оказался долгим и счастливым.
Миша вырос, взял фамилию мамы, окончил ГИТИС и стал актером РАМТа. Кино
В кино Семен Фарада начал сниматься с конца 60-х. В 1967 году он дебютировал в практически неизвестной сегодня картине «Каникулы в каменном веке». Последующие десять лет Семен Фарада (тогда еще Фердман) снимался от случая к случаю в различных по уровню картинах, но, как правило, в эпизодических ролях.
В одной из картин - фильме Валерия Ахадова «Вперед, гвардейцы» - актер приобрел свой знаменитый псевдоним. Дело в том, что фильм снимался на таджикской киностудии, где актеру недвусмысленно дали понять, что фамилия Фердман не может быть в титрах. Так Семен Фердман стал Семеном Фарадой. Причем после изменения фамилии в паспорте он переделал и брачное свидетельство и метрики.
Между прочим, многие ставят ударение в фамилии Семена Фарады на последний слог, тогда как сам актер утверждает, что это ошибка, и ударение должно приходиться на второй слог.
Настоящее открытие киноактера Семена Фарады состоялось в конце 70-х. В 1979 году вышли сразу две блистательные картины: комедия Эльдара Рязанова «Гараж», где актер сыграл музыканта-трубача, и кинопритча Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен».
После этих фильмов предложения Семену Фараде посыпались как из рога изобилия. Главным образом режиссеры использовали комедийный талант актера. Он снялся в таких знаменитых картинах, как «Дом, который построил Свифт» и «Убить дракона» Марка Захарова, «Будьте моим мужем» Аллы Суриковой, «Предчувствие любви» Тофика Шахвердиева, «Чародеи» Константина Бромберга, «Миллион в брачной корзине» Всеволода Шиловского и других. Одной из самых удачных комедийных работ Семена Фарады является роль в иронической мелодраме Марка Захарова «Формула любви». А песня «Уно моменто», которую Фарада исполнял в этом фильме с Александром Абдуловым, стала на долгие годы настоящим киношлягером.
Сам актер самой лучшей своей ролью в кино считает доброго пожилого портного из трагикомедии Ифраима Севела «Попугай, говорящий на идиш», снятой в 1990 году.
В начале 90-х ситуация в стране серьезно изменилась. В новых условиях стало сниматься много низкопробных фильмов. В некоторых таких картинах довелось участвовать и Семену Фараде. Среди них – «Русское чудо» и «Русский бизнес» Михаила Кокшенова. Позже Семен Львович признавался, что считает эти фильмы самым большим своим провалом. Болезнь
В последние годы Семен Фарада отошел от работы. Причиной тому стала серьезная болезнь. Дело в том, что у Семена Львовича порок сердца. Еще в 1988 году актеру сделали операцию на сердце, поставив искусственный клапан. Операция прошла успешно, и долгие годы Семен Львович чувствовал себя отлично и даже играл в футбол.
Беда пришла в 2000 году. В июне умен близкий друг Семена Львовича Григорий Горин. На следующий день у Фарады произошел обширный инсульт, нарушилась речь. Актер прошел курс лечения в санатории, после чего начал передвигаться по квартире с тростью и разговаривать. Но испытания не закончились.
Спустя полтора года Семен Львович сломал шейку бедра. Невольной причиной увечья стал любимый пес Фарады - овчарка по имени Рик, которая случайно выбила из рук артиста палочку, с которой тот передвигался по квартире. Последовали три операции и… новый удар – второй инсульт.
За последние годы Семен Львович сменил 13 больниц. В это тяжелое для него время актера поддерживает его жена и многочисленные друзья - Владимир Ресин, Ефим Шифрин, Геннадий Хазанов, Дмитрий Харатьян, Юлий Ким, Юлий Гусман. Помогают Семену Львовичу и руководство театра, и бизнесмены (Геннадий Лазаревский и Богдан Масловец), и простые люди, которые помнят и любят знаменитого актера.