Спектакль «Земля» на новой сцене Александринского театра
Максим Диденко уже давно отличается особой симпатикой к ранним произведениям советского периода и в его активе есть несколько постановок, которые поставлены по произведениям начала прошлого века. Это касается, к примеру, «Конармии» Бабеля и некоторых других творений, и сейчас в продолжение этой темы, была представлена премьера по мотивам фундаментального произведения знаменитого в свое время кинорежиссера Александра Довженко «Земля». Новая сцена Александринского театра стала площадкой, на которой один из хитов кинопроката прошлого века получил новую жизнь, в новом обличье.
До недавнего времени за постановки по мотивам известных кинофильмов в частности Тарковского, или Ромма, брались в нашей стране только в «Гоголь-центре» и стоит признать, что попытки эти были весьма удачными, по крайней мере, их благосклонно встретили и критики и театральная публика. У Диденко совершенно иной подход и трактовка задачи, поэтому однозначно оценить попытки пересказа немой картины с помощью языка тела, достаточно сложно. А «Земля» как известно, это фильм в черно-белых красках, причем еще и немой. В центре повествования находятся идейные колхозники и их заклятые враги – кулаки, ведущие непримиримую борьбу за право изменить многовековой уклад села.
Многие любители театра, приобретающие билеты на http://teatron.ru/, ожидали новой постановки с нетерпением, тем более что на новой сцене Александринского театра есть достаточно современных технических возможностей для воплощения даже самых смелых задумок режиссера. Поклонник «театра тела» Максим Диденко и в новой постановке остался верен своим предпочтениям, и реализация творческого решения основана на спортивном подходе. Вместо крестьян и кулаков на сцене, которая больше напоминает стадион, появляются поклонники физической культуры и спорта и в том, что они делают, легко просматривается сразу несколько спортивных дисциплин.
Стараясь избежать расхожих штампов, режиссер обозначил в роли кулаков красную команду, а в роли синих, команду борцов за интересы народа. В финальной части повествования происходит схватка между главными персонажами и это уже больше похоже на бои без правил. Безусловно, огромное значение имеет то, что в создании спектакля приняла участие один из наиболее значимых современных сценографов России Галина Солодовникова, которая разработала костюмы для новой постановки и некое подобие сцены, больше напоминающей баскетбольную площадку. Некоторые решения, все же, остались не слишком понятны рядовому зрителю, потому как, например, сложно догадаться, что группа спортсменов, марширующих в ногу должна обозначать трактор, но общие интонации, связанные с классовой борьбой, интуитивно разгадываются и находят необходимую поддержку.